Как начать поиск подходящего места работы? Как найти интересную работу и одержать победу в конкуренции с другими кандидатами?
Для ответа на эти вопросы необходимо помнить:
- процесс поиска работы Вы должны взять в свои руки, проявляя активность и инициативу;
- не ограничивайтесь одной специальностью, составьте список работ, который Вы можете выполнять;
- если Вы определили для себя какую работу вы ищете, рассказывайте об этом всем вокруг. Чем больше людей знают об этом, тем лучше;
- занимайтесь поиском работы 8 часов в день, считая это свой работой;
- работодатели стремятся нанимать победителей. Будьте уверены в себе, умейте подать себя;
- настройтесь на то, что Вы можете получить десятки отказов – это нормально;
- очередной отказ не должен выбивать Вас из колеи, а наоборот, пробуждать к дальнейшему поиску работы.
Современный рынок труда очень специфичен. Каждая сторона – продавец и покупатель - старается создать ситуацию выбора для себя: специалист, решивший сменить работу, как правило, рассматривает несколько предложений от работодателей, несколько вариантов работы, чтобы выбрать те условия работы, которые его больше устраивают и, одновременно – продать себя как можно дороже. Работодатель также проводит тщательный отбор кандидатов на рабочее место, чтобы приобрести товар как можно лучшего качества и как можно дешевле.
Прежде всего, необходимо установить контакты с рынком труда, поскольку работодатель сам не придет к Вам со своими предложениями. Заставьте информацию работать на себя. Расскажите о том, что Вы ищете работу сослуживцам, родственникам, знакомым, соседям, бывшим одноклассникам и однокурсникам, преподавателям и администраторам учебных заведений, в которых Вы учились и др.
Стоит заглянуть в раздел объявлений в газетах. Прежде всего, обратите внимание на объявления тех фирм, которые указывают свое название, а не выступают обезличенно, скрываясь за абонентным ящиком или ничего не говорящим «организации требуются». Зная, о какой фирме идет речь, Вы можете навести о ней справки и потом решать, стоит ли пытаться попасть в нее. Ни для кого не секрет, что благополучные предприятия не нуждаются в рекламе, и люди, приходят на них сами, чаще всего по рекомендации. Адреса таких предприятий можно взять из специализированных журналов, отраслевой справочной литературы, наконец, просто из телефонных справочников.
Следующим этапом поиска может стать «прозвон» газетных предложений. При общении с работодателем необходимо:
- быть вежливым, голос должен быть уверенным;
- рядом иметь ручку и листок бумаги для записи необходимой информации;
- отвечать на вопросы быстро и кратко, договориться о встрече.
Резюме и его роль в трудоустройстве
Грамотно составленное резюме демонстрирует умение излагать свои мысли на бумаге, умение оценить себя, умение исполнять предстоящие условия и работу. С помощью резюме можно информировать максимальное число работодателей о себе как о претенденте на вакантные рабочие места.
Правила составления резюме:
- резюме должно быть кратким (не более двух страниц);
- резюме должно включать только ту информацию, которая является значимой для работодателя;
- старайтесь не использовать сокращений.
Следует обязательно указать:
1. Ф.И.О., домашний адрес, контактный телефон. (Резюме, содержащие только адрес электронной почты, обычно не рассматриваются.
2. Цель. Название позиции на которую претендуете. Укажите должность, на которую Вы претендуете. Бывает, что соискатели указывают сразу несколько возможных вариантов трудоустройства, когда варианты имеют близкие функциональные обязанности. Например: «Ищу работу секретаря-референта, офис-менеджера, менеджера по работе с клиентами».
3. Образование. Необходимо указать полностью название учебного заведения, дату поступления и его окончания, специальность. Если высшее образование уже получено, не стоит упоминать о дате окончания средней школы. Если Вы получили дополнительное образование (закончили курсы, прошли тренинги), не перечисляйте все подряд, а только то, что имеет непосредственное отношение к профессии.
4. Опыт работы. Необходимо указать дату поступления и окончания работы, наименование организации, профиль ее деятельности, название должности и краткое описание должностных обязанностей и достижений в хронологическом порядке, начиная с последнего места работы.
5. Профессиональные навыки. В графе указывается знание и степень владения иностранными языками, знание специальных компьютерных программ текстовых редакторов, наличие водительских прав.
6. Дополнительная информация. В графе указывается наличие загранпаспорта, наиболее сильные черты характера и т.д.
7. Укажите на возможность предоставления рекомендаций.
Вся информация, содержащаяся в резюме, обязательно должна быть достоверной.
Пример резюме
Петров Владимир Петрович
663000 г. Иркутск, ул. Российская,82 кв 16 тел. 33-56-78
Цель: Получение должности коммерческого директора в торговой компании
Образование:
1990-1995 Иркутская государственная экономическая академия. Инженерно-экономический факультет. Диплом инженера-экономиста
1996-1997 Курсы английского языка при Лингвистическом университете.
1998 Курсы по маркетингу при учебном центре ИГЭА
Опыт работы:
1998 – н/время Фирма «Плюс» (Россия г. Иркутск) начальник отдела продаж.
Оптовая торговля продовольственными товарами
(консервы, сухие супы)
Функции: организация продаж, контакты с розничными
торговыми предприятиями, составление договоров, контроль за
расчетами. В подчинении 3 человека. За период работы
расширил сеть торговых точек с 17 до 60.
1995 – 3.1998 ИЧП «ФОБОС», коммерческий агент
Розничная торговля продовольствием и ТНП.
Функции: реализация товара через торговые точки фирмы.
В 1996 г оборот фирмы достигал 3,5млн. руб. в год
Дополнительные сведения: Английский язык (могу изъясняться и работать с профессиональной документацией)
РС – пользователь (WinWord, Exel). Водительские права кат.В Опыт вождения 4 года. Имеется личный автомобиль.
Собеседование с работодателем
Пришел положительный ответ с предложением явиться на собеседование. Теперь главное – произвести хорошее впечатление.
Подготовка к собеседованию
А) Предоставляемые документы
В большой степени решающим для достижения успеха в поисках работы имеют внешний вид предоставляемых документов. Испачканные или порванные документы заставляют читающего их человека предположить, что кандидат в работе также неряшлив и несобран.
Для руководителя отдела кадров, как показывает практика, важнейшим документом, который помогает быстро ознакомиться с личностью кандидата, является автобиография, которая должна быть отпечатана на машинке.
В настоящее время все большее число фирм требует от кандидатов на должность, наряду с другими документами, заполненную личную анкету, которая смогла бы дать ответы на все вопросы, связанные с его первичной оценкой. Специфические условия каждой фирмы заставляют их включать в анкету соответствующие этим условиям вопросы. Фирма придает различное значение тем или иным качествам кандидатов, что и находит отражение в содержании анкеты. Содержание анкеты определяет также постоянно меняющееся положение на рынке труда.
Б) Внешний вид
Оденьтесь так, чтобы Вам было прежде всего удобно и Вы чувствовали бы себя свободно и уверенно, а не как на торжественном приеме у английской королевы. Женщины не должны усердствовать по части косметики и украшений. Не рекомендуется также одевать короткие и узкие юбки и платья и выбирать духи с «навязчивым» ароматом. Тоже самое относится и к мужчинам в отношении лосьона после бритья. Костюм и рубашка должны гармонировать по цвету. Если Ваша работа предполагает наличие у Вас «легкости на подъем», частые поездки и вообще подвижность, можно выбрать для этой встречи спортивный стиль одежды: приличного вида свитер или джемпер с выпущенным воротничком свежей сорочки, спортивного покроя брюки или джинсы, легкая обувь. Не следует путать спортивный стиль со спортивной одеждой. И в Москве, и в Иркутске нередко можно встретить молодых людей, носящих «мастерку» с пиджаком, спортивный костюм в комбинации с рубашкой, галстуком и кожаными туфлями. Нелепо будет выглядеть мужчина, пришедший устраиваться в спортивном костюме даже фирмы «Адидас». Мнение, что цена костюма придает ему солидность, глубоко ошибочно.
До собеседования:
- проверьте время, дату и путь;
- исследуйте компанию;
- отрепетируйте вопросы и ответы;
- подумайте, что вы оденете и как будете выглядеть.
Пять первых критических минут
Много кандидатур на разные работы отвергают в течение первых пяти минут собеседования.
Критический момент наступает, когда Вы входите - в Вашем внешнем виде не должно быть ничего, что может вызвать разочарование.
Лучший первоначальный подход – это улыбнуться. Это неизменно побуждает дружелюбные чувства в человеке, улыбка дает нам почувствовать себя намного лучше и более уверенно.
Другие полезные подсказки, которые следует использовать в первые пять минут:
- не выкладывайте ничего, что принесли с собой до того, как собеседник предложит Вам сделать это;
- предоставьте собеседнику возможность первому протянуть Вам руку для рукопожатия;
- не садитесь, пока Вам не предложат.
Поза.
Устройтесь удобно, сядьте прямо, но без напряжения. Не облокачивайтесь и не кладите руки на стол собеседника. Не разваливайтесь на стуле. Вы будете выглядеть куда более представительно, сидя прямо, нога на ногу, ваши руки расслабленно лежат на коленях. Неплохо убедиться, что ваш стул отодвинут от стола собеседника, чтобы дать Вам свободу движений.
Получение информации.
Собеседование проводится для того, чтобы обе стороны давали и получали информацию. Одна из главных установок – получить всю нужную вам информацию о работе и самой организации. Никогда не соглашайтесь на работу, пока не убедитесь, что она Вам подходит.
Не надо:
- извиняться за свой возраст, здоровье, недостаток опыта;
- перебивать собеседника;
- критиковать последнего работодателя;
- быть слишком фамильярным или самоуверенным;
- шутить, ругаться или курить.
Типичные вопросы работодателей при приеме на работу
Почему Вы хотите здесь работать?
Выполняли ли вы работу такого рода раньше?
Что Вы делали с тех пор, как стали безработным?
Почему Вы ушли с последнего места работы?
Почему Вы так долго оставались без работы?
Как долго вы намерены работать у нас?
Чем Вы занимались на последнем месте работы?
На каком оборудовании Вы работали?
В чем заключаются Ваши сильные стороны?
Каковы Ваши слабые стороны?
Расскажите нам побольше о себе?
Какую зарплату Вы хотели бы получать?
Были ли у вас конфликтные ситуации на работе?
Когда вы сможете приступить к работе?
Каким образом Вы планируете добираться до работы вовремя?
Есть ли у Вас какие-либо вопросы?
После собеседования:
- поблагодарите компанию за собеседование в кратком письме;
- если от работодателя не будет вестей, то позвоните и спросите, каков результат собеседования.
Помните! В каждом из Вас есть внутренние резервы. Используйте их. Разбудите свою активность – и успех будет в Ваших руках.
Желаем скорейшего трудоустройства!
Опубликовано: 09.12.2005 14:58